Вопрос: Организацией в феврале 2006 г. при перечислении в бюджет НДС от реализации
товаров за январь в платежном поручении была допущена ошибка: в графе "статус" был
поставлен код "02" вместо "01". Данная ошибка повторялась и была замечена в сентябре 2006
г., когда ИФНС было предъявлено требование об уплате налога и погашении всей недоимки и
пеней. Организация обратилась в ИФНС с просьбой о зачете переплаты (по статусу "02") в
погашение задолженности (по статусу "01"). Инспекция отказала в просьбе организации,
мотивируя это тем, что налогоплательщику необходимо полностью погасить образовавшуюся
задолженность и пени, только после этого ИФНС произведет возврат излишне уплаченных сумм.
Правомерна ли позиция ИФНС?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 4 октября 2006 г. N 03-02-07/1-272 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает
следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком с момента
предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного
денежного остатка на счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом
или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных
сумм налогов, если иное не предусмотрено ст. 45 Кодекса.
При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке
и на условиях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в
Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются
дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в
результате недополучения налоговых сумм в срок.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
расчетный документ имеет юридическую силу. Внесение исправлений в кассовые и банковские
документы не допускается.
Кодексом не предусмотрен порядок уточнения платежа и пересчета пеней в случае подачи
налогоплательщиком заявления о допущенной ошибке в оформлении поручения на перечисление
налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового
администрирования", вступающий в силу с 1 января 2007 г., предусматривает право
налогоплательщика подать заявление о допущенной ошибке с приложением документов,
подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему
Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой
уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
В случае, предусмотренном п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.
2006 N 137-ФЗ), на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки
уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась,
налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты
налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий
счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней,
начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему
Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия
налоговым органом решения об уточнении платежа.
В настоящее время споры по вопросу о начислении пеней в случае ошибочно указанных
реквизитов в расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пеней и
последствий совершенных ошибок для бюджета.
В соответствии со ст. ст. 137 и 138 Кодекса каждый налогоплательщик (налоговый агент)
имеет право обжаловать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или
в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их
должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика (налогового агента), такие акты,
действия или бездействие нарушают его права.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 04.10.2006
|