Вопрос: В Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 изложена позиция об
отсутствии правовых оснований для установления отчетных периодов по транспортному налогу
законами субъектов Российской Федерации и для начисления пени за просрочку уплаты
авансовых платежей по транспортному налогу до внесения изменений в гл. 28 "Транспортный
налог" Налогового кодекса Российской Федерации, вступивших в силу с 01.01.2006,
предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу.
Однако в период 2003 - 2005 гг. законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации в большинстве случаев были установлены отчетные периоды и
порядок расчета авансовых платежей по транспортному налогу.
В свою очередь, налоговые органы, осуществляя функции, возложенные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о
Федеральной налоговой службе", по контролю и надзору за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, производили начисление пени за просрочку уплаты авансовых платежей по
транспортному налогу, установленных законами субъектов Российской Федерации и зачисляемых
в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить, имеют ли налогоплательщики право на
возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по
транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. Если да, то в каком порядке?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 2 июня 2006 г. N 03-06-02-02/73 В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики подтверждает
свою позицию, изложенную в Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02, и по
вопросу возврата начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы. Налоги считаются установленными, когда определены
все элементы налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)).
Статьей 14 Кодекса транспортный налог отнесен к региональным налогам, при установлении
которых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом,
следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются
Кодексом.
Учитывая, что до 1 января 2006 г. отчетные периоды по транспортному налогу Кодексом не
были предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых
платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу, правовые
основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты
авансовых платежей по транспортному налогу отсутствовали. Данная позиция отражена, в
частности, в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2005
N 32пв04.
В Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за
просрочку уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией пени,
предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае,
если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам
отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и
54 Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым
по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным
актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 6 Кодекса установлено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах
признается не соответствующим Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное
Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о
налогах и сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу
конкретных положений Кодекса. Признание нормативного правового акта не соответствующим
Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
В случае признания закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге
противоречащим федеральному законодательству и, следовательно, недействующим
налогоплательщики в силу ст. 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне
уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Возврат излишне взысканных сумм пени осуществляется налоговыми органами по месту учета
налогоплательщика в порядке, установленном ст. 79 Кодекса.
В соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса решение о возврате излишне взысканных
сумм пени принимается налоговым органом на основании письменного заявления
налогоплательщика, с которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового
судопроизводства.
Учитывая изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. необходимо
производить налоговым органам на основании письменного заявления налогоплательщика в том
случае, если закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге в части
установления авансовых платежей по транспортному налогу признан судом недействующим.
В настоящее время Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2006 N
59-Г05-26 и от 29.03.2006 N 33-Г06-4 признаны недействующими в части установления
авансовых платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона Амурской
области от 18.11.2002 N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области" и
Закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-ОЗ " О транспортном налоге".
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН 02.06.2006
|