Главная arrow Права потребителей arrow Решение верховного суда РФ от 02.10.2002 N гкпи02-734 <об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным подпункта "м" пункта 2
12.12.2017 г.

Бесплатные юридические консультации

Консультация юристов выполняется полностью без какой-либо оплаты. Консультирование выполняют юристы, адвокаты, нотариусы, имеющие обширный опыт практической работы.

1. Выберите тематику консультации
2. Выберите город, где Вы живете.
3. Укажите как Вас зовут и номер Вашего телефона.
4. Укажите Ваш вопрос.
5. Отправьте свой вопрос и наш юрист Вам перезвонит, если все введено верно.

Ответы на вопросы даются с 9.00 до 21.00

Заявки принимаются и проводится круглосуточно

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Екатеринбурга и Свердловской области.

Решение верховного суда РФ от 02.10.2002 N гкпи02-734 <об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным подпункта "м" пункта 2

Версия для печати Отправить на e-mail
15.04.2007 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   РЕШЕНИЕ
   от 2 октября 2002 г. N ГКПИ 02-734
   
   Именем Российской Федерации
   
   Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                Терентьевой С.В.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
   
   рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Локтина Сергея  Ивановича о признании недействительным подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных категорий  организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в  том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг),  которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут  осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин,  утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30  июля 1993 г. N 745 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917),    
   установил:
   
   Локтин С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании  недействительной формулировки "...кроме металлолома" подпункта "м" пункта 2 Перечня  отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других  обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае  осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей  деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с  населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета  Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745, с изменениями и  дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917.    В обоснование заявленных требований заявитель указал, что положения оспариваемого  нормативного правового акта не соответствуют Закону РФ "О применении контрольно-кассовых  машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и ущемляют его права на ведение  лицензионной деятельности по приему металлолома.    Заявитель Локтин С.И. о дне слушания дела извещен, в суд не явился. Представитель  заявителя Локтин Р.Е. поддержал в суде заявленные требования, уточнив, что заявителем  оспаривается в целом подпункт "м" пункта 2 Перечня, т.к. сферой применения Закона РФ "О  применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"  являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги,  независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки, заказывают услуги.    Прием от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома не является услугой и  находится вне сферы регулирования данного Закона, прием от населения металлолома без  применения контрольно-кассовых машин не содержит состава правонарушения, предусмотренного  ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.    Представители заинтересованного лица Правительства РФ Киракозов Р.С. и Васильев В.А.  возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемый  нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства РФ, соответствует  действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан и  юридических лиц.    Выслушав объяснения представителя заявителя Локтина Р.Е., представителей  заинтересованного лица Правительства РФ Киракозова Р.С., Васильева В.А., исследовав  материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,  полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской  Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.    Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не  соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и  охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом  недействительным.    Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"  предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.    Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г.  N 745 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.10.1995 N 1028, от 06.01.1997 N 11,  от 19.12.1997 N 1607, от 07.08.1998 N 904, от 03.09.1998 N 1027, от 21.11.1998 N 1364, от  07.01.1999 N 24, от 02.12.2000 N 917) утвержден Перечень отдельных категорий организаций,  предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе  физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг),  которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут  осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.    В соответствии с подпунктом "м" пункта 2 Перечня организации, предприятия, учреждения,  их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в  части осуществления приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома,  могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.    В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при  осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при  осуществлении торговых операций или оказания услуг на территории Российской Федерации  производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае  осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их  филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно- кассовых машин.    В целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от  населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора  налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты  прав потребителей обязательное применение предприятиями, учреждениями и организациями  всех форм собственности контрольно-кассовых машин для учета наличных денежных средств при  осуществлении расчетов с населением предусмотрено также Указом Президента Российской  Федерации "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями,  учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с  населением" от 16 февраля 1993 г. (в редакции Указа Президента РФ от 25.07.2000 N 1358).    Из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что прием металлолома  представляет собой осуществление предпринимательской деятельности, при которой  юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет прием металлолома у  физического лица за определенную плату.    Законодательство, регулирующее вопросы применения контрольно-кассовых машин при  осуществлении денежных расчетов с населением, не ставит обязанность предпринимателя  применять контрольно-кассовые машины для учета наличных денежных средств при  осуществлении расчетов с населением только в зависимости от договоров, предусмотренных  Гражданским кодексом РФ.    В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, как  предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.    При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки представителя Локтина Р. Е. на нормы гражданского законодательства (ст. 454 ГК РФ договор купли-продажи и ст. 779  ГК РФ договор возмездного оказания услуг).    Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с  населением не регулирует договорные отношения между сдатчиком металлолома и приемщиком, а  содержит императивную норму, адресованную предпринимателю, применять контрольно-кассовые  машины, если при осуществлении торговых операций или оказании услуг осуществляются  денежные расчеты с населением.    Следовательно, все денежные расчеты с населением при оказании услуг организациями,  предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (в том  числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица), в том числе по приему от населения металлолома, на  территории Российской Федерации осуществляются с обязательным применением контрольно- кассовых машин.    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность в области предпринимательской деятельности при продаже  товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных  организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих  услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных  предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых  машин (статья 14.5).    Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона  Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных  расчетов с населением", исходя из смысла Закона, сферой его регулирования являются  денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги,  независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).    Представитель Правительства РФ Васильев В.А. пояснил в суде, что если предприятие или  предприниматель без образования юридического лица осуществляет единственный тип услуг по  приему металлолома, связанный с выдачей клиенту денег за сданный металлолом, то в этом  случае могут использоваться любые модели контрольно-кассовых машин, включенные в  Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской  Федерации, и разрешенные Государственной межведомственной экспертной комиссией по  контрольно-кассовым машинам для применения. Модели ККМ, включенные в государственный  реестр, для сферы услуг имеют функции как продажи, при которой деньги поступают в ККМ,  так и покупки, при которой деньги расходуются из ККМ.    С учетом изложенного суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что вне сферы  регулирования Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных расчетов с населением" находятся отношения по осуществлению предпринимательской  деятельности при осуществлении торговых операций или оказания услуг по приему от  населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома.    В силу абзаца 2 статьи 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при  осуществлении денежных расчетов с населением", Совет Министров - Правительство Российской  Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает Перечень  отдельных категорий предприятий, которые, в силу специфики своей деятельности либо  особенностей местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с населением без  применения контрольно-кассовых машин.    Во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при  осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента Российской Федерации от  16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин  предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении  расчетов с населением" Советом Министров - Правительством Российской Федерации утвержден  Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других  обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае  осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые, в силу специфики своей  деятельности либо особенностей местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с  населением без применения контрольно-кассовых машин.    Согласно подпункту "м" пункта 2 данного Перечня организации, предприятия, учреждения,  их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) при  приеме от населения стеклопосуды и утильсырья могут осуществлять денежные расчеты с  населением без применения контрольно-кассовых машин.    Заявитель Локтин С.И. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования  юридического лица, осуществляет прием металлолома, поэтому включение в Перечень услуг по  приему от населения стеклопосуды и утильсырья без применения контрольно-кассовых машин не  нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.    Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют  действующему законодательству, изданы в пределах полномочий органа государственной власти  и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, а также  физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, заявление Локтина С.И. не подлежит удовлетворению.    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР,  Верховный Суд Российской Федерации    
   решил:
   
   заявление Локтина Сергея Ивановича о признании недействительным подпункта "м" пункта 2  Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других  обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае  осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей  деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с  населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета  Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции  Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917), - оставить без удовлетворения.    Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной  форме.
 
< Пред.   След. >